Участвовать Принять участие +7 922 231-13-04

Приключенческая экспедиция RED Off-road Expedition: ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА. СВОЯ ВЕРСИЯ в формате Экспедиционной школы.

ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА. СВОЯ ВЕРСИЯ: Отчет участника

 

Что-то мой отпуск меня не отпускает. Мы так его ждали, что теперь кажется — закончился он неимоверно быстро. Вот и хожу, озираясь по сторонам с мыслью: "Неужели всё?" Увы, всё. Мы съездили на перевал Дятлова с клубом УАЗ Патриот Урал.
Конечно, я слышала о перевале Дятлова, о той жуткой истории, давшей имя перевалу, о груде слухов, которой та история поросла. Делать какие-то свои выводы и строить гипотезы не считаю возможным, ибо не располагаю достаточной информацией для глубокого анализа, да и что лукавить — шибко не интересовалась вопросом никогда. А в поездку вместе с приключенческой экспедицией Red Off-road Expedition собрались, потому что о путешествии на Северный Урал мечтали давно, а лучшего варианта, чем приключение с клубом "УАЗ Патриот Урал" просто невозможно себе представить. И люди поехали не просто покататься, а пройти теми местами, где проходили Дятловцы, посетить место их гибели, пообщаться с людьми, ведущими до сей поры поисковые и исследовательские работы, и в конце концов представить свою версию гибели группы и даже снять об этом фильм. Мне б вот уже просто поездки на Северный Урал — за глаза хватило бы, а тут такое!

Второго августа из Челябинска в Свердловскую область отправились в путь шесть "Патриотов", собирая по пути остальных участников экспедиции из других городов и даже стран. (Владимир, Саратов, Уфа, Казахстан). Экипаж в Наф-Нафе организовался очень даже замечательный: оптимизм, здоровый (и не очень) цинизм присутствовали неизменно. А здравый смысл, активная полезная деятельность и вкуснейшие котлетки нашей Ларисы сделали поездку просто шикарной!
Добрым знаком приключений была ознаменована наша поездка. Один из УАЗов тащил прицеп с запчастями и грязевыми колёсами. Мы проезжали поворот на Аллаки, когда впереди маячивший прицеп вздрогнул, наклонился, высекая искры из асфальта, ушёл на встречную полосу, на две секунды разминувшись со встречной машиной, улетел за обочину в лес, красиво минуя деревья, там уже и перевернулся. У меня создалось впечатление что все присутствующие обучались на каких-то спецкурсах по вытаскиванию вручную прицепов из канавы. Работали настолько слаженно и дружно, что не прошло и получаса, а колонна снова тронулась в путь.

 

Погода периодически нашёптывала туманом и дождём: "Безумцы, куда вас понесло?" Хотя, лично мы привыкли к этой фразе, звучащей в последнее время из уст всех знакомых, кто слышал, что отпуск мы посвятим поездке на перевал Дятлова. Наш Вождь, Евгений Шаталов EvgenyShatalov был настроен вполне себе оптимистично: "Туда броды пройти успеем. По прогнозам дожди будут после третьего, перевал возьмём, а обратно — будет видно."
Первая ночёвка у реки Вижай. Там же и первый брод. Утром встала я рано. Вовсе я не жаворонок, а звезданутая сова, но мой выключенный и упрятанный в глубину багажа телефон считал, что при любом раскладе будильник должен звонить. Бодрым треньканьем он поднимал меня в пять утра (в пять утра, чтоб его!), и где б его найти в сумках в пять утра! И ранним утром добрым знаком увидала я в реке Вижай застрявший там УАЗик с кузовком. Мужчины, сидевшие на крыше кузовка приветствовали меня, сфотографировали (диво-то какое — тётка на берегу реки!) Я подождала, думала, ребятам помощь нужна, помощи они не просили, я ушла досыпать. За утренней трапезой шестилетний мужчина Коля, путешествующий с родителями в экипаже из Владимира, настолько проникся обстановкой и компанией, что изрёк фразу, давшую настроение всему приключению: "Я знаю, никакого выхода нет!"
День выдался оптимистично солнечным. Река манила весёлым журчанием, первый брод прошли без заминки. Мне даже было дозволено сесть за руль, и под весёлые крики экипажа: "Галя, левее, ЛЕВЕЕ БЕРИ!" мы принеслись к реке Северная Тошемка. Глубину реки и возможность прохождения проверял Евгений Шаталов (Evgeny Shatalov). Был момент, когда мы едва не лишились предводителя, настолько сильное было течение.

В воде добрым знаком стоял притопленный "шишига" (ГАЗ-66) с загорающими на крыше людьми. Люди приветствовали нас радостными криками и развёрнутым флагом.
Первая машина в сцепке с другим "Патриотом" благополучно прошли брод. А вот следующий "Патриот" застревал, его сносило течением. Дважды его вытягивали назад, но так как идти нам предстояло всё-таки вперёд, приехавшему на подмогу собрату "шишиге" пришлось тягать и две наши машинки.

Не могу не похвалиться любимым водителем, он прошёл брод великолепно. Хотя уверена, наши крики "ДАВАЙ ГАЗУ!" и реактивная сила нашего адреналина сыграли не последнюю роль в этом преодолении. "Патриот", застрявший в воде, заглох. Но всё обошлось — обсох, заработал. Ещё один участник экспедиции — пикапчик из Владимира тоже не смог самостоятельно преодолеть брод. Но эти мелкие неприятности не сломили железного духа экспедиционеров. А маленький мужик Коля по полной программе использовал воду в салоне машины — пускал в ней кораблики.

Колонна благополучно двинулась дальше. Были ещё броды, но в сравнении с Северной Тошемкой, показались просто детскими. По пути заехали в деревню манси Ушма, где съёмочная группа пыталась вызнать у местного населения в лице женщины и нескольких ребятишек, что же удерживает их от походов за грибами и ягодами на перевал Дятлова. Вопрошаемые отвечали уклончиво и односложно, что туда они не ходят. И действительно, зачем сорок вёрст лесом киселя хлебать, если грибы с ягодами прямо за порогом растут.
Дальше дорога была… разная. Мы пересекали лужи и ручьи, старую бревенчатую гать, небольшое болотце, через которое пришлось подтягивать машинки, глиняную жижу, где я абсолютно оправдала принадлежность к экипажу Наф-Нафа, рухнув в грязь с зажатыми в руках пультами управления лебёдкой и превратившись в поросю, обмазанную глиной. Хорошая была дорога.

Следующая ночёвка состоялась на берегу рыжего ручья, впадающего в реку Лозьву. Всю ночь и утро периодически заряжал сыпать дождь. При каждой порции дождя по крыше машины, в моих сновидениях являлась Северная Тошемка, поднявшаяся метра на два, наш сплав на УАЗиках и жизнеутверждающие слова Вождя: "А обратно — как-нибудь". Ознаменовалась стоянка массовой починкой генераторов и запомнилась просто адовым нашествием комаров. В мой ставший традиционным (проклятущий телефон!) променад в пять утра эти, с позволения сказать, насекомые пытались отгрызть мне ноги в тех местах, где не было сапог. И у них бы получилось, если бы не моё лихорадочное дёрганье ногами во время прогулки (со стороны, наверное, хорошо смотрелось).
С утра "обулись" в цепочки, дальше дорога шла по тайге. Под колёсами были камни, корни, вода. Казалось, что машины не едут, а шагают по лесу. И по какому лесу! Серое небо сливалось с туманом, ползущим между деревьями. В этой серости тонули высоченные ели, огромные кедры. С каждой ветви свисали мхи с лишайниками и колыхались на ветру.

Временами вдоль дороги возникали вздыбленные корни поваленных деревьев, размером превосходящие машины, и тянули из тумана мокрые корявые щупальца. Кто-то в рацию назвал пейзаж мрачным, гнетущим. А меня распирало от восторга. Я видела волшебный, сказочный лес, где наверняка водятся лешие и кикиморы, стоит только немного сойти с дороги. Это была моя магия перевала, от которой аж дыхание перехватывало. Вот сюда Шишкин выезжал на пленэр и писал свои лесные пейзажи. Ну, или бы точно выезжал, если бы знал, как здесь красиво! А этот непередаваемый запах дождя, кедра и антифриза из нашего треснувшего расширительного бачка!Добрым знаком из лесной глуши смотрел на нас остов оранжевого мотоцикла №55.

Периодически деревья наступали на дорогу так близко, что мужчины выходили из машин и "разруливали" ситуации, помогая проехать опасные места. Когда поднимались хорошо в гору, у "Хантера" сломался ШРУС, и тот не смог подняться на заднем приводе. У запасливого пилота "Хантера", Володи, был с собой ещё один ШРУС, но выяснилось, что он не подходит по размеру. Обидно было до невозможности! Володя ехал из Саратова, и не доехать до перевала — это просто поражение. Больше часа мужественный саратовец провёл в ручье под "Хантером", пытаясь его отремонтировать. Мы уже попрощались с бедолагой, но случилась ещё одна магия перевала — по дороге ехал две "Нивы". Далее со слов Владимира: "Нивоводы взяли старый ШРУС, новый ШРУС, покрутили, как кубик Рубика и собрали мне запчасть буквально за пять минут!" "Хантер" снова был в строю.

А пока он переживал эти события, мы тоже не скучали — и у нас сломался злосчастный ШРУС. Пока дорога была с корнями и каменьями, (как нам сказали — "…опа"), УАЗичка ещё как-то тянул. Но затем пошла травянисто-болотистая местность ("полная …опа") и мы стали застревать. Раз пять "лебедились", нас немного потаскали, мы немного потолкались. Выслушали несколько раз "Оставляйте машину, пересаживайтесь и движемся дальше". Но мы приняли решение Наф-Нафчика не бросать, в крайнем случае заночевать в нём в болоте, если встрянем окончательно. А таки не встряли, а сумели пройти последние километры до стоянки на заднем приводе!
Пока разбивали лагерь, одна из машин сорвалась со стояночного тормоза и укатилась под гору. От глобальных повреждений машину спасли низкорослые берёзы, растущие на склоне, они приняли на себя УАЗик, а из-за кривости и наклона не нанесли ему критических травм. В полный восторг привела меня хозяйка пострадавшей машины, Таня. Наша мужественная Скарлетт посмотрела на свою машину, висящую на берёзе, и с олимпийским спокойствием изрекла: " Ну что мы сейчас в темноте разглядим, посмотрим завтра. Идёмте лучше ужин готовить." С такими людьми можно не только на Северный Урал отправиться, но и на Северный полюс!
День начался с ремонта. Считаю добрым знаком то, что у Жени из Казахстана оказался запасной ШРУС. И пока дамы грызли семечки и рассуждали о духовной и телесной составляющей человеческой сущности (а если конкретно — о влиянии регулярного потребления семян подсолнуха на размеры филейных частей тела и важности этих размеров для благополучия личной жизни), джентльмены ремонтировали машины.

А надо отметить, что у этих джентльменов и головы и руки ну просто золотые! Хозяин "съехавшего" УАЗа наладил погнутую рулевую тягу. Далее цитирую: "Мы её сначала о берёзу выпрямляли. Потом положили на камень и прошлись кувалдой, стала прямее, чем из магазина была! Но потом всё равно погнулась — металл устал. Тогда я к ней монтировку на скотч примотал, чтоб не гнулась".
И вновь собранная колонна двинулась к перевалу. Увы, гора не далась "Хантеру", сломалась раздатка. Но у Владимира была запасная! А ещё коробка, а ещё кардан! Два! Какой Северный полюс! В космос можно с этими людьми! На УАЗах!

Мой любимый водитель, рассадив нас по другим экипажам, остался помогать ремонтировать "Хантер".
Это было моё первое посещение гор Северного Урала. Они прекрасны. Наверное, горы прекрасны везде. И даже точно — горы прекрасны везде. Но когда стоишь на скале, а вокруг тебя на все четыре стороны — горы, горы, горы, горы, и со всех четырёх сторон на тебя — ветер, а на ближайшую гору Холатчахль наползло облако и повисло на ней, и солнце пронизывает тучи, и на соседнюю гору льётся дождь, размывая облако пеленой, сбрасывая его на землю, — точно знаешь, что это самое прекрасное место в мире, здесь и сейчас.

После массовой фотосессии у памятной скалы группа разделилась. Мне полюбопытствовало узнать, чем живут инакомыслящие, и я отправилась с той группой, что шла в гости в лагерь к людям, изучающим историю гибели дятловцев. По себе знаю — человеку должно чем-то увлекаться. Эти люди приезжают на сезон, живут в палаточном лагере у ручья, совершают вылазки на место гибели туристов, ищут артефакты, собирают и систематизируют информацию, книги пишут. Интересно пообщались, выслушали несколько версий давней трагедии, угостились чаем с костерка.

По возвращению к машинам вновь разделились. Народ пошёл к месту гибели дятловцев, а мой организм сказал: "Хватит, нагулялася!" Мы с любимым водителем Анатолий Семенов остались у памятной скалы замазывать холодной сваркой трещину на расширительном бачке. Заодно подсобили EvgenyShatalov снять оборванную защиту рулевых тяг.
А потом были сумерки в горах. И полная луна на розовом небе над синими облаками. И тучи, заходящие со всех сторон. И гора Холатчахль, всё не отпускающая своё облако, берегущая наши головы от дождя. И мы поехали в лагерь. а ночью над лагерем разразился ливень.

Говорят, дорога домой вдвое короче. Шустренько мы прошкандыбали по корням и каменьям, оставляя для следующих путешественников добрые знаки в виде порогов, брызговиков, кусков бампера. Какой-то особо вредный камень продырявил по колесу трёх идущих подряд машин. Сильно нас это не задержало — рутина. Нашли объезд глиняной мяши, в Ушму уже не заезжали, брод через Северную Тошемку прошли, как по писанному, вода не поднялась, а даже спала. Последняя ночёвка была снова у реки Вижай. И был сердечный вечер с вручением дипломов, подарков и душевным таким костром.
Утром добрым знаком не прозвонил мой будильник в пять утра (совсем-совсем умерла батарейка), и я выспалась. А когда выехали на асфальт, такая меня тоска забрала, что приключение закончилось! Не знаю, насколько хорошим получится кино, удалось ли экспедиции выдвинуть свою версию тайны. Но мне настолько было здорово, что боюсь, долго этот отпуск не отпустит. Могучая, спокойная красота гор Северного Урала, колдовской лес, заманивающий в брусничные болота, разноцветный мох на перевале, играющий капельками морошки. Команда, без разговоров делающая то, что нужно. Мужики, ремонтирующие под дождём чужие машины, находящие выход из любой ситуации. Чудесные дамы, почти на ходу надевающие оборванные цепи на колёса (Катя, спасибо!), не теряющие присутствия духа и чувства юмора, даже сидя по пояс в воде прямо в машине. И отдельной песней наши совместные завтраки и ужины от замечательного шеф-повара, Оксаны Шаталовой, за что ей огромный такой респект! Всё это с нами было всего за одну неделю. Я не хочу возвращаться.