Участвовать Принять участие +7 922 231-13-04

Евгений Шаталов. Теперь и на снегоходах

11 апреля, 2016

Первая часть снегоходной экспедиции «Ледяная кромка России: Архангельск – Уэлен» завершилась на прошлой неделе. На снегоходах STELS 4 участника проекта прошли более 2000 км от Архангельска до Салехарда, и сегодня, уже не торопясь, могут поделиться своими впечатлениями. За кружкой чая и как всегда душевно итогами первой части проекта с нами поделился руководитель RED Offroad Expedition Евгений Шаталов.

Первая часть снегоходной экспедиции «Ледяная кромка России: Архангельск – Уэлен» завершилась на прошлой неделе. На снегоходах STELS 4 участника проекта прошли более 2000 км от Архангельска до Салехарда, и сегодня, уже не торопясь, могут поделиться своими впечатлениями. За кружкой чая и как всегда душевно итогами первой части проекта с нами поделился руководитель RED Offroad Expedition Евгений Шаталов.

Как Вам новое направление – снегоходные экспедиции? Есть ли какие-то «чувственные» отличия от автопутешествия?

Путешествие на снегоходах – это настоящее открытие как для нашего проекта RED Offroad Expedition, так и для меня лично. Снегоход – великолепное средство передвижения!

Евгений, вы опытный автопутешественник, но снегоходы – это совсем иное. Ветер в лицо, спину отбивает, пальцы люди отмораживают – все не так, как в машине!

Безусловно, в автомобиле ехать комфортнее. Но! Автомобиль и откапывать сложнее. При правильной экипировке и подготовке техники в путешествии на снегоходе вообще нет никаких проблем.

С какими результатами техника и смазочные материалы прошли это масштабное тестирование? Что оказалось самым большим испытанием, и наоборот, что приятно удивило?

Весь маршрут экспедиции мы прошли на снегоходах STELS - V800 Viking и S600 Viking. Техника показала себя твердую «четверку». Это российский снегоход, который, так скажем, едет на свои деньги – цена полностью соответствует качеству. STELS неразумно сравнивать с другими марками, которые стоят в два-три раза дороже, они сделаны для своей целевой аудитории.
По итогам нашей экспедиции мы обязательно свяжемся с заводом – производителем и передадим перечень поломок, с которыми столкнулись на пути из Архангельска в Салехард, представителям завода «Веломоторс» интересно наше мнение как потребителей.

Что конкретно сломалось?

Сломались амортизаторы на передней стойке. Завод уже отреагировал на это замечание и сменил поставщика. Мы, кстати, в Нарьян-Маре поставили на сломанный снегоход амортизаторы другой марки, и проблема ушла.
Что касается смазочных материалов, то Ravenol отлично себя показал, мы заводили снегоходы и в -30. Мы полностью меняли масло в двигателях на ТО, плюс постоянно доливали в течение маршрута.

Прошла неделя после вашего возвращения из экспедиции. Какие воспоминания сейчас самые «горячие»?

Все они связаны с удивительной красотой Севера и теплотой местных жителей. Нашей экспедиции была оказана потрясающая встреча в Южном хасавью (это нефтегазовый комплекс). Руководство комплекса, после проверки документов, выделило нам места в общежитии, где мы хорошо отдохнули. Второе яркое воспоминание - холмы на подъезде к Амдерме. Складывалось впечатление, будто мы едем по большой снежной пустыне. Еще одно красивое место - река Великая с 20-метровыми берегами, мы были безумном восторге от ее красоты!
В один из дней мы прошли порядка 200 км и вечером должны были остановиться рядом с чумами оленеводов. Добрались до места уже ночью, но чумов на месте не оказалось. Быстро поставили палатки и переночевали. Были большие опасения насчет медведей, местные жители нас успокоили, оказалось, в это время года животные не выходят ближе к берегу. Пока ехал, прорабатывал новые маршруты, сейчас в моей голове несколько снегоходных путешествий, которые мы обязательно будем реализовывать как красивое снегоходное приключение.

Что в этом путешествии для Вас лично было самым трудным? Что помогало выстоять в сложных ситуациях?

За несколько дней до финиша экспедиции на одном из снегоходов оторвало переднюю стойку, были проблемы с двигателем, вариатором. На какое-то мгновение даже накрыло ощущение безысходности: всё, мы больше никуда не поедем! Лежит разобранный разбитый снегоход, что можно сделать? Сергей Тимофеев сделал несколько технических решений, поправили раму, поставили на место стойки, стянули их двумя стяжками. Снегоход стал слабоуправляемый, но поехал.

А в эмоциональном плане? Усталость обычно накапливается, старые болячки дают о себе знать, покушать хочется вкусно и в тепле…

Напряжения не было вообще! Во время предыдущей экспедиции на Северный Урал я сделал определенные выводы, которыми воспользовался в данном проекте. Самое главное - команда должна всегда восстанавливаться. На сон отводилось 7-8 часов, когда сильно уставали, то больше. Питание – 2000-3000 калорий в день, завтрак, обед и ужин были полноценны. Все было сделано для того, чтобы люди не только ехали, но и отдыхали. Безусловно, усталость накапливается, но у нас было две дневки – в Нарьян-Маре и Амдерме – так что «подзарядка» была.

И все равно верну вас в эмоциональное русло, покопаемся в глубине: состав экспедиции изменился буквально за день до старта. Пришел новенький Василий Кошутин, которого, по сути, никто не знал. Да и отсутствие снегоходного опыта также могло давить (отстают, задерживают, опоздаем).

Конфликтов не было вообще! С двумя участниками снегоходной экспедиции мы вместе прошли «Экспедицию трофи», а что касается Васи, то про таких, как он, говорят - «душа компании». В следующую экспедицию (уже на машинах, стартуем в конце апреля) Чечня – Казахстан Василий едет с нами в разведку.
Да, в нашей экспедиции из четырех человек было два снегоходных дебютанта, я до старта один раз проехал на снегоходе до Перевала Дятлова, а наш оператор Сергей Догоров впервые сел за руль этого транспортного средства на старте проекта в Архангельске. В сложных вопросах нам подсказывали более опытные товарищи, поэтому все прошло отлично.  

Некоторые люди пишут: маршрут не новый, мы таким ходили… В чем для Вас заключается прелесть пройденных километров?

У нас не было задачи кого-то удивить, поставить рекорд. Наша задача - пройти на снегоходах STELS от Архангельска до Уэлена, разбив маршрут на две части, одна Архангельск – Салехард в этом году, другая – Салехард – Уэлен - в следующем. Если этим маршрутом кто-то ходил, то это очень хорошо! Мы шли напрямую, по срезкам, не по дорогам. Знаю, что подобный проект в свое время осуществили ребята на «Буранах», они мне даже трек скидывали, я ими искреннее восхищаюсь. Я очень рад людям, которые путешествуют, приветствую их и готов поддерживать. Именно эти люди двигают активный образ жизни вперед, создают новые маршруты, привлекают других. Я бы с удовольствием с ребятами, которые уже ходили этим маршрутом, пообщался и научился, потому что новичок в снегоходных делах.

Есть поговорка: «Неопытный турист всю дорогу вспоминает, всё ли он взял с собой, а опытный – всё ли он забыл дома». Будете пересматривать концепцию багажа ко второму этапу экспедиции? Опираясь на полученный опыт, измените что-либо в процессе подготовки техники? Что еще планируете поменять во второй части путешествия?

Однозначно! Многое будем пересматривать и, в первую очередь, сани. У меня теперь есть полное понимание, какими должны быть экспедиционные сани для длительных снегоходных путешествий. Ко второму этапу проекта «Ледяная кромка России: Архангельск – Уэлен» будем делать именно такие  – крепкие, надежные, легкие и чтобы они вписывались в нужный габарит. Примерно такие я уже купил в Нарьян-Маре. Что касается техники, то ничего нового делать не будем. Снегоходы полностью разберем, если какие-то узлы окажутся изношены, заменим, и соберем обратно.